Современный мир является очень чётко структурированной системой и выдвигает родителям жёсткие рамки. Нас окружает масса сложной техники и разнообразной информации. Деловое общение становится преобладающим. Даже близкие люди очень мало говорят друг с другом. Методы оценки правильности и неправильности наших действий, сопровождают нас в буквальном смысле слова всю жизнь, начиная с рождения. Детей оценивают родители и педагоги, а взрослых – их начальники. Часто мы не можем элементарно общаться, а значит быть такими, какие мы есть.

Для гармоничного развития личности гораздо важнее не интеллектуальное, а эмоционально-волевое развитие. Подростки хотят видеть в родителях, прежде всего поддержку, безоценочную любовь и ощущать рядом с ними себя безопасно. Младенцы реагируют «комплексом оживления» на появление матери. Постепенно эта тонкая связь переходит в более формализованные отношения и ограничивается фразами типа: «Уроки сделал? Почему дома не убрался?»

Родители забывают про своё родительское предназначение, и становятся для родного ребёнка учителем, командиром, нянькой или в некоторых случаях деспотом.

Виды семейного воспитания, которые негативно влияют на развитие ребёнка

Можно выделить следующие виды семейного воспитания:

·                   Неравномерное воспитание. Частным случаем противоречивого воспитания является так называемое «маятникообразное» воспитание, в котором запреты отменяются без должных на то причин и разъяснений и затем вновь столь же неожиданно и необоснованно восстанавливаются.

·                   Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку. По разным причинам к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возрасту и индивидуальным особенностям. Этот разрыв благоприятен для рывка в личностном развитии, но если отсутствует содержательная помощь со стороны родителей, то в сочетании с жесткими санкциями такой тип воспитания может стать причиной невротизации ребенка.

·                   Гипер-социализирующее воспитание ребенка. Родитель проявляет в отношениях с ребенком чрезмерную принципиальность, не учитывая его возрастных, психологических и индивидуально-личностных особенностей, во главу угла ставит принцип долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и правил.

·                   Жестокое обращение с ребенком в детско-родительских отношениях. Воспитание по типу жестокого обращения, характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной (не с того, ни с сего) враждебностью родителя.

·                   Воспитание ребенка в культе болезни. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности. Ребенок выполняет в семье патологизирующую роль «больной член семьи».

Семья является социальным институтом, то есть устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей и удовлетворение их потребностей. Она является первым и ведущим субъектом воспитания. Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

Начните воспитание детей с воспитания себя. И помните, что счастливые дети могут быть только у счастливых родителей!